Новости и блоги

По следам лагеря для школьников 2021 год

Методология

Автор текста — Дычко Ольга, основатель проектов «ТапаЛапа Хауз» и Тьюториум"НеДляВсех"



Сегодня я, как белый человек, отвела ребенка в лагерь и пошла работать 🙂

На этой неделе не работаю с детьми, а собираю мысли в кучу, готовлюсь к старту нового года. И, в связи с этим, Лонгрид…


Подходит к окончанию сезон летних лагерей, а значит можно подводить итоги и делать выводы. Возможно, мой опыт будет интересен тем, кто ищет свой путь в образовании детей. Сразу скажу, что он однозначно в пользу хоумскулига или анскулинга или осознанного скулинга, но не для того, чтоб поругать традиционную школу. Это скорее список приоритетов в работе для меня на следующий год. И мне очень интересно, на сколько эти приоритеты находят отклик среди «озадаченных».

Итак, имеем возраст 1−3 класс. Прошлый летний лагерный сезон был посвящен формированию мотивации к учебе. Тогда я, вместе с участниками лагеря, создала целый ряд мотивационных инструментов и техник, которые легли в основу курса «Учись учиться».

Этот сезон прошел под знаком «Исследования мира вокруг нас». Мы сосредоточились именно на методологии изучения любого вопроса, построении и понимании модели реальности. При этом направления исследований дети частично выбирали сами, некоторые темы предлагала я. В лагерь к нам приходили дети как из нашего Тьюториум «НеДляВсех», так и из традиционных гос школ. Поэтому мои наблюдения и выводы будут в ключе сравнения этих двух систем координат.

Первые недели мы проходили экспресс-расшколивания. И что больше всего бросалось в глаза — это поведенческие привычки и установки, которые дети несут из традиционной школы. А именно:

1. Привычка отбывать номер — т. е, если сказали, что сейчас занятие, я пришел, сел и этого достаточно. Мне не нужно быть включенным, активно работать, брать что-то полезное от этого времени. Достаточно отсидеть, дождаться, когда отпустят на свободу.
Как расшколивали. Начинали первое занятие каждого дня с того, что каждый участник проговаривал, для чего он пришел сюда, за этот стол, что ожидает именно от занятий. Т.о. дети привыкали задаваться вопросом — зачем это все со мной происходит. Также разрешили не приходить на занятие, если не хочешь, или выйти с занятия, если не интересно. И это был шок для детей 🙂 Ведь в школе, если тебя просят выйти из класса, то тебя выгоняют — это наказание. Или такой еще был вариант: «А мы будем что-то писать на занятии? Я должен дома показать, что мы писали».
Вывод. Школа формирует отношение к учебе, как повинность. Школа впихивает знания преодолевая (не всегда успешно) сопротивление ребенка. Но развитие так не работает. Учеба — это как дружба, как любовь — нельзя заставить, можно только поддержать, поманить, зажечь. А насильно мил не будешь.

2. Как следствие из предыдущего п-та «привычка» или тяга списать у соседа. Тут все понятно — если у меня мотивация не в том, чтоб разобраться, а в том, чтоб получить оценку или показать наличие записей дома или учителю, меня тогда суть вопроса не волнует. Т. е. я не учусь, я обеспечиваю свою безопасность.
Как расшколивали. Объясняла, что никого в этом мире не интересуют твои листочки. Важно только то, что у тебя в голове, что ты умеешь и делаешь. А листочки с заданиями пускали на самолетики или просто выбрасывали. Домой никто не нес.
Вывод. Школа учит бездумно молотить, не задаваясь вопросом «зачем».

3. Неумение объяснять свой ответ — это просто глобальная беда. Она даже не в том, что не могут объяснить, т. е. объясняют неправильно, а в том, что не пытаются. При этом часто ответ-то дают верный, а объяснить даже не пробуют, так как не владеют аппаратом. Это особенно видно на логических заданиях, где нужно дополнить, продлить или убрать лишнее. А, тут, кстати, еще срабатывает привычка «авось пронесет» — если меня не спрашивают лично, т. е. вопрос задан в аудиторию, чего напрягаться и искать ответ.
Как расшколивали. Просто тренировались навык долго и упорно на утренних разминках с головоломками и логическими задачками.
Вывод. Школа продолжает учить зазубривать, но не мыслить, не рассуждать, не строить связи и не подводить доказательную базу. А зубрить работает только на локальных задачах, например, выполнить простые вычисления (посчитать пример). А если только нужно обобщить, отделить важное от второстепенного, найти связи и закономерность — тут дети и сыпятся. Поэтому у нас так много запросов на задачки по математике — их нельзя вызубрить, нужно понять принципы.

4. Выносливость. Должна же я что-то сказать в пользу традиционной школы 🙂 Отдам должное, что те школьники, которые приходили к нам «со стороны», быстрее пишут и читают, чем дети из Тьюториума (сравниваю итог первого класса). Т. е. дрессировка на монотонную длительную работу выполнена. А вот удержать ход занятия, развитие длинной мысли, не «отвалиться» на разговоры с соседом или рассматривание пейзажа за окном — тут уже сложнее.
Как расшколивали (т.е. тренировали другую выносливость). По большому счету — никак. Поскольку это невозможно сделать за 1−2−3 недели. Это привычка к умственному труду, которую воспитываешь годами. А мы стоим именно на этих основах. Мы сознательно не превращаем занятия в один сплошной фан — нам в этом отношении ютуб и майнкрафт все равно не победить. Мы учим получать удовольствие от умственной деятельности, от своих успехов.
Вывод. Школа — это дрессировка, без понимания «почему так».

5. Отсутствие интереса и запроса на познание нового. Я начинала лето с того, что предлагала детям самим выбирать темы наших лагерей (1 неделя — 1 сфера исследования), вопросы, в которых хочется разобраться. И наткнулась на то, что просто ничего не хочется (не всем, но многим). Хочется играть и чтоб оставили в покое. А, еще были предложения тем по принципы, хоть что-нибудь, чтоб только отцепилась.
Как расшколивали. Давали возможность играть и устраивали танцы с бубнами при выборе тем, позднее стали сами назначать темы, поскольку увеличилась ротация детей.
Вывод. Школа перегружает детей дрессировкой, не приучая интересоваться, быть в активной позиции относительно того, чему учиться. Т. е готовит биороботов. Занавес.

Мрачноватая получилась картина, но, поверьте, нет цели «посрамить» традиционную школу. Думаю, таких желающих и так немало. Для меня этот перечень выводов — это фронт работ и приоритеты на следующий учебный год в Тьюториум «НеДляВсех». В этом году хочу сильно развернуть программу от «академических занятий» в сторону Изучения мира, на сколько это возможно, ведь необходимость аттестации никто не отменял.

А наш с Настей выбор остается прежним — хоумскулинг с примесью анскулинга — 2й класс — полет нормальный.
Made on
Tilda